Наукові конференції, Научные конференции » Філософія » к. филос. н., Камарали А. В. КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

к. филос. н., Камарали А. В. КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Категорія: Філософія , Сучасна наука в мережі Internet (25-27.02.2013 р.)

 

к.филос.н., доц. Камарали А.В.

докторант кафедры философии

Донецкого национального университета

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Истоки теории информационного общества восходят к началу 60-х годов XX в., когда данный термин был введен в США и Японии Ф. Махлупом и Т. Умасео. Ее развитие происходило в 80-е годы, когда с новаторскими работами выступили известные исследователи такие как М. Порат, И. Масуда, Т. Стониер, Р. Кац. Эта концепция, с одной стороны, продолжает позиции европейского позитивизма, идущие от Ж.-А. де Кондорсе и А. де Сен-Симона, и подкреплена авторитетом многих мыслителей XIX века, рассматривавших знание как показатель развитости общества, определяющий будущие пути социальной эволюции; с другой стороны, она позволяет через призму развития науки и технологий обратиться к исследованию новых потребностей и возможностей человека, к эволюции его личности. Такой подход является более продуктивным, чем исследования этих явлений со стороны культуры, искусства и других форм субъективированного выражения личности. Он сочетает преемственность в социальном развитии с провозглашением наступающего радикального сдвига в общественном устройстве, обусловленного переходом к обществу, где информация и знания обретают статус основного производственного ресурса. Последнее особенного активно подчеркивается в рамках концепции технотронного общества, а также доктрин, обозначающих нынешнее общество как «высокоинформированное», «общество знаний» или «социум, в котором знания имеют высшую ценность».

Разновидностью концепции постиндустриального общества – выступает концепция информационного общества, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. В ее разработку большой вклад внесли Збигнев Бжезинский, Даниел Белл, Джордж Пелтон, Алвин Тоффлер, Ханс Эванс и др. Рассматривая общественное развитие как смену стадий, сторонники информационного общества связывают его становление с доминированием четвертичного, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Они утверждают, что капитал и труд, как основа информационного общества, уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе социальные слои, классы, группы заменяются социально недифференцированными информационными сообществами. Традиционным громоздким корпорациям противопоставляются малые экономические формы – индивидуальная деятельность на дому, электронный коттедж. Они включены в общую структуру информационного общества с его инфосферой, техносферой и другими сферами человеческого бытия.

Основой концепции информационной цивилизации служит оценка нового общества как резко отличающегося от господствовавших на протяжении последних столетий социальных порядков: происходит снижение роли материального производства; усиливается развитие сектора услуг и информации; иной характер человеческой деятельности; изменяются типы вовлекаемых в производство ресурсов; наблюдается существенная модификация традиционной социальной структуры. В рамках постиндустриализма существует множество более частных подходов, авторы которых предпочитают говорить о постиндустриальном капитализме, постиндустриальном социализме, а также экологическом и конвенциональном постиндустриализме и т.д. Однако фундамент концепции остается прежним, как остается по-прежнему авторитетным имя одного из ее основоположников – Даниела Белла. По Д. Беллу, главный водораздел между индустриальным и информационным обществами лежит в технологической сфере. Теоретическое знание и информатизация, социальная структура приобретает новое значение прежде всего в связи с преобразованиями в области технологий, структуры производства. Радикальные перемены в самом человеке, его менталитете, социокультурном строе отходят на задний план. Но это и есть продолжение основных принципов индустриального общества, хотя и на технологическо-информационной стадии его развития. Кроме того, Д. Белл исходит из тенденций, которые наблюдаются в странах западного мира. Он оставляет в стороне тенденции, которые наблюдаются в странах, находящихся в доиндустриальном и раннеиндустриальном обществе, где проживает подавляющее большинство населения, игнорирует растущую пропасть между богатыми и бедными странами. Несмотря на эти моменты, информационная доктрина имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что она не дает исследователю инструмента осмысления того развития, которое привело к становлению индустриального, а позднее и постиндустриального общества.

Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что в наиболее развитых цивилизациях XXI в., а именно в странах Запада, технико-экономическая компонента не только доминирует, но под час и подавляет культурно-этическую составляющую. В период становления и зрелости информационного общества утверждаются идеалы и нормы этики, отвечающие сущности гуманистического общества, ушедшие вперед и от нигилизма, и от религиозного возрождения переходного периода, - идеалы, ядро которых – в самоутверждении и всестороннем развитии человеческой личности, в оптимистическом признании перспектив ступенчатого, цикличного прогресса человеческого общества, в терпимости к идеалам, верованиям, этическим нормам других людей. Зачатки такой идеологии и морали уже сейчас созревают во многих странах, но пока не являются преобладающими.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Коментар:
Введите код: *

Карта сайту

^