Ядловский Никита Сергеевич
Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь
ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА КАК ПАМЯТНИК ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ЮЖНЫХ СЛАВЯН
Согласно теории задружно-общинного быта возникновения государств у славян, выдвинутой русским историком Ф.И.Леонтовичем во второй половине XIX века, основу общественной жизни у древних восточных и западных славян составляли не роды и не общины, а община семейная, которая называлась у южных славян задругой. Задруги в свою очередь объединялись по территориальному принципу в жупы, волости и земли, управление которыми осуществлялось собранием (снемом, вечем) и выборным лицом (жупаном, князем, властелем) [1,c.144]. Данная теория находит свое подтверждение в реальных исторических фактах раннеславянской государственности. Следуя теории задружно-общинного быта можно сделать вывод о том, что задруга является базисом и отправной социальной единицей в эволюции общественного строя славянских народов. Ввиду безоговорочного поражения в широких научных кругах норманнской теории происхождения государственности у восточных славян, на сегодняшний день становится актуальной проблема зарождения государственности южных славян и их локального классово-формационного развития на основе задружного строя. Проанализировав историю государства и права сербского народа, мы можем построить модель развития государственности и общественного строя славян в определенных условиях, глубже понять становление государственности у восточных славян и выделить те или иные факторы, повлиявшие на дивергенцию славянских народов, как политическую, так и ментальную.
Законник Душана, представляющий собой дополнение к номоканону св. Савы, изданного в 1219 году, является самым важным памятником права сербского народа периода средневековья. Данный правовой акт был принят на соборе властелей и высшего духовенства, состоявшимся на праздник Вознесения 21 мая 1349 г. в Скопье и был дополнен на соборе, состоявшимся 31 августа 1354 г. в Сере [2,cc.602-603]. Целью принятия законника явилась реформирование правовых норм предыдущих законодательных актов, которые бы применялись ко всему царству Сербскому и в равной степени ко всем его гражданам, а так же консолидация власти на завоеванных территориях путем создания единого централизованного балканского государства.
Работа над законником была начата сразу же после коронации Стефана Душана и объявления его «царем сербов и греков» в 1346 году. В самом названии своего титула царь заявил о своем намерении стать приемником византийских императоров, а Сербское царство должно было стать наследником византийской империи. Сербия уже более 130 лет применяла римо-византийское право [3,c.13]. Законник Душана, как документ конституционного характера представляет собой полную унификацию сербской и византийской правовой системы в одном государстве. Царь Душан хотел укрепить центральную власть в государстве и сдерживать требования могущественных властелей, которые на момент его правления получили большие привилегии и своим децентрализмом угрожали государственной власти. Здесь подробно изложены как права и обязанности некоторых классов, так и нормы взаимоотношений между представителями знати, чтобы таким образом навести порядок в стране. Кроме норм, регулирующих положение сербской церкви и властелей, Законник содержит нормы брачно-семейного, гражданского, уголовного права, а так же нормы судопроизводства. Учитывая всю широту области общественных отношений, которую регулирует законник, можно по праву назвать его конституцией средневековой Сербии. К сожалению, в исторических документах почти отсутствует упоминания о реакции властелей и их возможной оппозиции данному Законнику.
Издание Законника Стефана Душана Стояна Новаковича 1898 г. состоит из 201 статьи, но в зависимости от сохраненной рукописи в составе документа может содержаться от 135 до 201 статьи. Законник представляет собой единый правовой памятник вместе с двумя византийскими правовыми актами: сокращенной редакцией Алфавитной синтагмы и Сводом Юстиниана. Поэтому все три документа являются источниками для изучения права в Сербском государстве периода правления Стефана Душана[7,c.XI-XVI].
Законник разработан на основе Законоправила, на что прямо указывают некоторые его статьи (ст. 6, 8, 11, 101, 109 и 196). Треть документа разработана по образцу соответствующих византийских актов [5,c.28]. Большое сходство наблюдается между ст. 171 и ст.172 Законника, в которых устанавливается независимость судебной власти, со статьями из Василки ( кн.VII, ст. 1, 16-17)[3,c.12]. Первые 38 статей Законника посвящены церкви, во главе которой стоял царь с патриархом (ст. 24). Затем идут положения о правах, привилегиях и обязанностях знати и свободного населения, а так же статьи, закрепощающие зависимое население Сербского царства.
В Законнике Стефана Душана юридически закреплена социально-правовая дифференциация зависимого крестьянства (себров) на меропхов, влахов, сокалников (прислугу) и отроков (рабов). Так, например, меропхи обязаны были два дня в неделю работать у помещика, давать ему в год царский перпер, один день косить у него сено и обрабатывать виноградник (ст. 67). Так же запрещены были сходы себров, являвшиеся формой антифеодальной борьбы. За их организацию предусматривалось разрезание ушей и выжигание ресниц (ст. 68). Следующие статьи содержат информацию о судах и судоустройстве, наказаниях за различные виды преступлений и другие правонарушения. Характерной чертой наказаний являлась классовая иерархичность (за убийство властеля себром убийце отсекали руку и взимали с него штраф 300 перперов, а за убийство себра властелем убийце назначался штраф в 1000 перперов (ст. 94)), однако в законнике отсутствуют статьи про выступления против царя и его должностных лиц. Различалось убийство умышленное и по неосторожности. Наиболее тяжкими имущественными преступлениями признавались разбой и воровство, уличенные в которых преступники подлежали ослеплению и последующему повешению (ст. 151). Так же устанавливалась коллективная ответственность села, «в котором найдется вор или разбойник» (ст.146).
Что касается процессуального права, то в Законнике Стефана Душана отображены все важнейшие черты процесса обвинения. Процесс носил исковой характер и рассматривался как личный спор сторон. Неявка в суд одной из сторон означала автоматический проигрыш его дела (ст. 89). Ответчик мог обвинять истца в другом преступлении только после того как будет вынесено решение по данному спору (ст. 163). В Законнике предусмотрена широкая система доказательств. Самым лучшим из них являлось признание, но если его не последовало, то обвинитель мог предоставить какие-либо улики или свидетелей. Их отсутствие давало основание для оправдательного приговора, однако если речь шла о разбое или воровстве, то подсудимый должен был доказать свою правоту путем ордалий (ст. 152), однако ордалии в случаях с представителями высших сословий заменялись на присягу. Что касается тяжких преступлений, совершенных отроками, то согласно ст. 103 данные преступники передавались царскому суду. Преступления, связанные с религией рассматривались церковными судами [6].
Хотя Стефан Душан умер вскоре после принятия Законника (1355г.), а сербское государство вошло в состав Османской империи (1459г.), Душанов законник все еще применялся народом, о чем говорят многочисленные рукописи-копии данного правового акта, которые создавались вплоть до XVIII в. Оригинал Законника до нашего времени не сохранился, но на сегодняшний день известно 24 рукописных копии. Наиболее старой является редакция Законника из г. Струге (1373-74 г.), в которой сохранилось лишь около сотни статей. Более поздней является Атонская рукопись 1418 г. Примерно к этому же периоду относится дошедшая до нас Студеницкая редакция. С XV в. сохранились Гиландарская и Бритицкая рукописи. В Призренской редакции содержится наиболее подробный текст законника, написанный около 1530 г. Раковицкая рукопись, созданная примерно в 1700 года, является единственной рукописью, которая содержит последние 12 статей Законника, а 189 статей полностью сохранились только в Бритицкой редакции [7, с.XI-XVI].
Таким образом, Душанов законник является наиболее значимым правовым актом средневековой Сербии и одним из самых важных документов славянского мира данного периода, юридически закрепивший классовую дифференциации сербского общества и закрепощение крестьянства, ставший толчком к консолидации власти и созданию единого государства на Балканском полуострове, ставший базисом сербской национальной идентичности и, как следствие, современного сербского ирредентизма, послуживший каналом для передачи византийской политико-правовой мысли и адаптировавший ее к южнославянскому мировоззрению.
Литература:
1. Кареев Н.И. Отчет о русской исторической науке за 50 лет (1876-1926) //Отечественная история. 1994. - № 2. - С.136-154.
2. Жуков Е.М. (гл. ред.). Советская историческая энциклопедия// «Советская энциклопедия» - 1973.- Т.5 - 492 с.
3. Opacic N., Jerotijevic Z. Dusanov zakonik. -Novi Sad.- 2012. Свободный доступ: http://www.scribd.com/doc/96581305/DUSANOV-ZAKONIK. -19 с.
4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права.// Тон-Остожье. -2000. –496c.
5. Марковић Б. Душанов законник. Београд.//НОЛИТ.-1986.- 135 с.
6. Зигель Ф.Ф. Законник Стефана Душана.- СПБ.- 1872. Свободный доступ: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Serbien/Zakonnik_Stefan_Dusan/frametext11.htm
7. Novaković S. Zakonik Stefana Dušana cara srpskog 1349 i 1354.- Beograd- 1878. Свободный доступ: http://books.google.by/books?id=DJxDAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false-120с.