кандидат философских наук, Храброва И. А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ

УДК: 37.014

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ

кандидат философских наук, Храброва И. А.

Харьковская медицинская академия последипломного образования, Украина,

г. Харьков

 

Обозначается сущность кризиса мировой образовательной системы как несоответствие образовательных возможностей характеру цивилизационных процессов. Кризис образования в Украине рассматривается как проявление системного кризиса общества, обусловленного спецификой его политической и экономической ориентации и недостаточно эффективным управлением. Преодоление кризиса в образовательной системе видится на пути деполитизации общества, возвращения к созидательному развитию и интегрирования в мировой цивилизационный процесс.

Ключевые слова: образование, образованность, цивилизация, образовательная парадигма, реформа, конкурентоспособность, интеграция.

 

Храброва І. О. Деякі аспекти освітньої кризи в Україні / Харківська медична академія післядипломної освіти. Україна, м. Харків

Відзначається сутність кризи світової освітньої системи як невідповідність освітніх можливостей характеру цивілізаційних процесів. Криза освіти в Україні розглядається як прояв системної кризи суспільства, обумовленої специфікою його політичного та економічного орієнтування та недостатньо ефективним управлінням. Видається, що подолання кризи в освітній системі можливе шляхом деполітизації суспільства, повернення до творчого розвитку та інтегрування у світовий цивілізаційний процес.

Ключові слова: освіта, освіченість, цивілізація, освітня парадигма, реформа, конкурентоспроможність, інтеграція.

 

Khrabrova I. A. Some aspects of the educational crisis in Ukraine / Kharkiv Medical Academy of Postgraduate Education. Ukraine, Kharkiv

The nature of the world’s education system is described as non-conformity of the educational potentialities and the character of civilization processes. The educational crisis in Ukraine is considered as a manifestation of systemic crisis in society determined by specifics of its political and economic orientation and insufficiently effective administering. The crisis in educational system is likely to be overcome by depolitization of the society, return to creative development and integration to the worlds civilization process.

Key words: education, culture, civilization, educational paradigm, reform, competitive ability, integration.

 

Введение

Если кратко выразить сущность кризиса мировой образовательной системы, то она состоит в том, что образовательные возможности общества не соответствуют им же порожденному типу развития цивилизованного мира. Это не уникальная ситуация, так было всегда, если абстрагироваться от современного факта наличия общемирового образовательного пространства, и всегда это приводило к изменению и образовательных систем, и образовательных парадигм. Смерть Сократа - есть трагическое подтверждение стародавности проблемы. Так было всегда, но всегда по-разному выглядели эти несоответствия, хотя природа их, по сути, идентична. Современные доминантные формы отношения человека к природе и к самому себе могут привести к глобальной катастрофе (если она, конечно, уже не началась, и мы не переживаем ее латентный период), как экологической, так и социальной - что теперешнему разуму доступно не только в безответственной форме объективной исторической закономерности, но и в формах саморефлексии разума, обнаруживающих некоторое не соответствие самому себе и излишнюю оптимистичность своих собственных технологических и социальных проектов. Романтическая влюбленность в «громадье» своих планов, в размах собственных «шагов саженьих» оборачивается скепсисом, эсхатологическими настроениями и глубокими умозаключениями на манер того, «что надо что-то делать».

Несмотря на то, что мировой кризис образования - явление планетарное и может быть преодолен только международными усилиями, допустимо говорить и о национальных сегментах ответственности, определяемых конкретной спецификацией всеобщего кризиса в рамках культурной и цивилизационной определенностей суверенных государств мирового сообщества.

В этой связи проблему образовательного кризиса в Украине нельзя отнести, по нашему мнению, только на счет непредвиденных «вызовов» современного информационного общества. Полагаем, что они по отношению к нам вполне лояльны и с ответом не слишком торопят. Образовательный кризис в Украине в значительно большей степени определен внутренней политической и экономической ситуацией. Радикализуя свой исторический выбор в качестве самостоятельного суверенного государства, Украина, будучи высокоразвитой республикой с мощным промышленным и научным потенциалом, превратилась в аутсайдера европейской цивилизации. Спад экономического развития, невостребованность научного знания, неэффективное управление общественными процессами привело к снижению уровня образованности и самого качества образования. И все это на фоне сплошной университетизации и выполнении европейских образовательных стандартов, предлагаемых Болонской моделью образования.

Неэффективность реализации Болонской модели образования в Украине является не только следствием ограниченности самой модели, четко ориентированной на прагматичный аспект образования в ущерб культурно-гуманитарной составляющей образования, в силу чего за рамками образования остается воспроизводство культурно-исторической, в том числе и самой образовательной, традиции, но и превалирования формально-организационного момента в ущерб содержательному. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что внедрение Болонской модели образования явилось не столько внутренней потребностью отечественной системы образования в модернизации, сколько «политической целесообразностью», обусловленной перспективой вхождения Украины в Евросоюз.

Мы не против реформ в образовательной системе, но результатом этих реформ, должно быть повышение уровня образованности, приближающегося к лучшим мировым образцам. Пока что наблюдается прямо противоположное. При все возрастающем изобилии учебных заведений и предоставляемых образовательных услуг (количество вузов в Украине за последние двадцать лет выросло в два раза во столько же раз выросло количество людей их окончивших) (3), количество образованных людей и компетентных специалистов неуклонно падает (1), хотя по всем законам рыночных отношений должно быть наоборот. Это объясняется тем обстоятельством, что в унаследованной от советских времен ментальности ценность образования еще достаточно велика, но в условиях невостребованности высокоуровневого знания, получение образования становится, в основном, заботой родителей, уже ощущавших на себе привлекательность статуса образованного человека. У молодежи во многом утрачена ориентация на хорошее образование, они ориентируются на престижные, доходные специальности, которые не всегда связаны с необходимостью добротного образования, а чаще со «счастливым» случаем. Именно этим «счастливым случаем» и определяется конкурентоспособность профессии и соответствующего образования. Например, «перепроизводство» специалистов экономического и юридического направлений не уменьшает число желающих учиться в соответствующих вузах. Дело в том, что вероятность получения работы по специальности здесь ниже, чем у маркшейдера горных разработок, но вероятность того, что маркшейдеру выпадет в жизни «счастливый случай», ничтожна, а у юриста она реально есть. Простой прагматический расчет. Да и обучение на горном факультете предполагает хорошие базовые знания по математике, физике, химии, которые у школьных выпускников в большинстве своем отсутствуют. Так причем здесь Болонский процесс?

Вообще, создается впечатление, что, разрушая традиционную (ЗУНовскую) систему образования, ничем содержательно ее не восполняя, мы просто уничтожаем нашу систему образования вообще. При такой тенденции мы не сможем уже в самом ближайшем будущем воспроизводить научно-педагогические кадры. В этом отношении повезло разве что педагогам, которые активно предлагают свои услуги по совершенствованию образовательного процесса при помощи различных инновационных методик дидактического характера, интерактивных методов обучения и всего прочего, не задаваясь серьезно вопросом кого, чему и для чего учить. Все усилия сконцентрированы на вопросе «как», который успешно осваивается безотносительно к первым трем. А все сводится, в конце концов, к проблемам искусственного мотивирования устремлений абстрактного обучаемого/обучающегося (сейчас определение этих понятий возведено в ранг диссертабельных проблем современной педагогической науки) к абстрактному знанию. Что делать, реальность нашей жизни исчерпывает арсеналы естественного стимулирования образовательного процесса.

Еще об одном аспекте кризисного состояния нашей образовательной системы. Речь идет о проблеме определения некоего идеала-цели, образа, на достижение которого направлен весь потенциал системы образования. Всесторонне развитая гармоничная личность в качестве предшествующего идеала нас сейчас почему-то не устраивает. Недостижимо? Так идеал никогда не достигается, потому и идеал, с ним только сообразуют свои устремления. Слишком абстрактно? А чем конкретнее выглядит образ западного «успешного» (вставьте нужное)? Может быть, некий гибрид из их «успешного» и нашего «героя» прошлых и сегодняшних мифологем?

Заключение

Что суждено свершить нашему образованному молодому человеку? Восстановить нашу индустрию, так, вроде, уже и неактуально, в индустриальном обществе уже были, движемся в направлении постиндустриального и почти уже достигли. Поднять нашу культуру на мировой уровень? Знакомы, в основном, с масскультом, а подлинного уровня не знаем. Или просто двигаться в западном направлении с целью оказания им помощи в созидании «постиндустриального», «информационного», «открытого» общества? Удивительно, но у нас нет даже собственной программы нашего национального жизнеустройства, неужели так и будем довольствоваться заграничными европейскими ценностями? Ответ здесь может быть только один: стать на путь политической стабилизации, интегрироваться в мировую экономику на основе современных технологий и соответствующего типа технико-технологической организации труда, что и явится стимулом развития науки, современных информационных технологий, а, следовательно, и образования на уровне мировых стандартов, хотя возможен ли сам «мировой стандарт»? Например, видный американский социолог Т. Парсонс говорит не о стандартах образования, а о различных восходящих уровнях его рациональности: адапционном, целепостановочном, интегративном, культурнообразцовом. В нашей системе образования наиболее популярным является адапционный, он же манифестируется компетентностной парадигмой образования в качестве наиболее перспективного. С этим можно согласиться, если иметь в виду массовое образование, которому никогда не быть цивилизационным и культурным локомотивом общества. Однако никакие преобразования и реформации образовательной системы в нашей стране не будут успешными, пока они не станут насущной потребностью нашего экономического, социального и культурного развития.

 

Литература:

1. Ликарчук И. Коллапс украинского образования / И. Ликарчук // Зеркало недели. Украина. – 5марта 2011. – №8.

2. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. –270с.

3. Современное состояние рынка образовательных услуг в Украине [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.disserlib.com/left_menu%20papka/sovr_sost.php

 

References:

1. Likarchuk I. Kollaps ukrainskogo obrazovaniya / I. Likarchuk // Zerkalo nedeli. Ukraina. – 5marta 2011. – № 8.

2. Parsons T. Sistema sovremennyh obschestv / T. Parsons; per. s angl. L. A. Sedova i A. D. Kovaleva pod red. M. S. Kovalevoy. — M.: Aspekt Press, 1998. –270s.

3. Sovremennoe sostoyanie ryinka obrazovatelnyih uslug v Ukraine [Elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupа: http://www.disserlib.com/left_menu papka/sovr_sost.php

Пошук по сайту

Конференции

Please publish modules in offcanvas position.